Правовые проблемы разграничения государственной собственности на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые проблемы разграничения государственной собственности на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Государственная собственность на землю

К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Государственная собственность на землю имеет два уровня: федеральный, к которому относится собственность Российской Федерации, и региональный уровень, включающий в себя собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На одни и те же земли не может быть двух или нескольких собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством.

При этом Российская Федерация обладает так называемой исключительной собственностью на земельные участки. На основании целого ряда федеральных законов Российская Федерация может быть единственным собственником целого ряда земель в силу их целевого назначения или разрешенного вида использования. К таким землям относятся земельные участки в соответствии с такими Федеральными законами, как Лесной кодекс, ФЗ «Об обороне», ФЗ «О государственной границе» и др.

Всего насчитывается около 20 подобных федеральных законов.

К сожалению, подавляющее большинство федеральных земель не зарегистрировано в качестве федеральной собственности. Причиной является огромный объем работ по формированию земельных участков, отнесенных к федеральной собственности. Это приводит к тому, что зачастую муниципальные образования незаконно относят федеральные земли (в силу федерального закона) к неразграниченным землям и пытаются распорядиться ими самостоятельно. В данном случае имеет место распоряжение земельным участком ненадлежащим субъектом, так как никто не наделял муниципальные образования правом распоряжения федеральными землями. Следовательно, подобные действия муниципалов являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

Права и обязанности собственников земельных участков

В соответствии с гражданским законодательством собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Это три правомочия, которыми наделен каждый собственник.

ГК РФ наделяет собственника правом по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В том числе собственник наделяется правом отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Права собственников земельных участков на совершение сделок с принадлежащими им участками регулируются гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных земельным законодательством. Статья 40 ЗК РФ содержит открытый перечень прав собственников земельных участков:

1) собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О недрах» предоставление участков недр в частную собственность не предусматривается. Поэтому необходимо разграничивать понятия «участки недр» и «добытые полезные ископаемые». Если недра и их участки принадлежат на праве собственности исключительно государству (ст. 1.2 Закона «О недрах»), то добытые общераспространенные полезные ископаемые могут находиться в собственности граждан и юридических лиц — собственников земельных участков. Собственники земельных участков вправе в соответствии со ст. 19 Закона «О недрах» по своему усмотрению в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров.

Порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 18 Закона «О недрах»).

Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы собственниками земельных участков только для своих нужд, например строительства. В случае же добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства о недрах.

Пресные подземные водные объекты могут быть использованы в порядке, установленном Водным кодексом и законодательством о недрах. Данная деятельность осуществляется путем устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. При нецентрализованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов в соответствии с Водным кодексом без получения специального разрешения. Порядок осуществления работ по устройству бытовых колодцев и скважин определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

До августа 2008 г. Гражданским кодексом устанавливалось, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся на нем лес и растения. Земельный кодекс предусматривал право собственника земельного участка на многолетние насаждения, расположенные на нем. Однако в связи с введением в действие нового Лесного кодекса леса и многолетние насаждения были исключены из самостоятельных объектов недвижимости. Новый Лесной кодекс рассматривает землю, занятую лесом, как единый природный и имущественный объект. Таким образом, с августа 2008 г. частные собственники земельных участков оказались лишены права собственности на лес и многолетние насаждения, расположенные на них, независимо от их принадлежности к той или иной категории земель.

Читайте также:  Транспортный налог в Приморском крае на 2023 год

Вырубка лесных насаждений на таких участках теперь будет законна лишь на основании договора купли-продажи лесных насаждений в порядке исключения, если это будет разрешено законом субъекта РФ.

Также собственнику земельного участка принадлежит на праве собственности урожай дикорастущих и сеяных трав. Он имеет право косить их, пасти на них скот, использовать на корню и в скошенном виде в качестве корма для домашних животных, привлекать на свой участок дикую живность (без ущерба для своих соседей);

2) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием с соблюдением установленных архитектурно-планировочных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных специальных требований (норм, правил, нормативов). Например, противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть не менее 6 метров.

Возможность размещения строения на земельном участке специально указываться в правоустанавливающих документах не должна, за исключением случаев предоставления земельных участков для целей строительства. В этом последнем случае возведение на земельном участке строения или сооружения является обязанностью землепользователя в рамках разрешенного целевого назначения земельного участка. В случаях предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, возведение или невозведение строений или сооружений, соответствующих целевому назначению участка, является правом собственника земельного участка. Например, в случае, если земельный участок предоставляется для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, разрешенное использование данного участка предполагает (или по крайней мере не ограничивает) возможность осуществления жилищного или иного строительства, однако не обязывает собственника земли к этому, так как исходя из буквального толкования абзацев 1 — 3 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» возведение жилого строения на садовом, огородном или дачном земельном участке является правом гражданина, которое может быть им как реализовано, так и не реализовано в процессе землепользования.

Что такое разграничение государственной собственности на землю и каким образом оно происходит

В соответствии с нормами, сформулированными в ЗК РФ под разграничением госсобственности на землю следует понимать передачу государством имеющихся у него земельных ресурсов путем издания соответствующих Постановлений и Распоряжений в ведение регионов или муниципалитетов либо оставление таких участков в федеральной собственности.

Процедура разграничения госсобственности состоит из двух больших этапов:

  • На первом из них происходит издание нормативного акта, закрепляющего переход участка из неразграниченной госсобственности в разряд разграниченной на федеральном уровне, уровне субъектов и муниципалитетов. Изданию такого нормативного акта предшествует работа по постановке передаваемого участка на кадастровый учет с оформлением выписки из ЕГРН о присвоении ему кадастрового номера.
  • Второй этап посвящен непосредственной процедуре регистрации земельного участка по принадлежности к той или иной форме собственности. В том случае, если разграничение завершилось приобретением такого участка в частные руки, то в ЕГРН вносятся все данные на нового собственника. Если собственность остается в ведении федеральных, региональных или муниципальных исполнительных органов, указывается, в распоряжение какого из них она передана.

Неразграниченная собственность на землю что это

текст в предыдущей )

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 168-ФЗ)

иные предусмотренные федеральными земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

иные предусмотренные федеральными земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

4. К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

  1. федеральной собственности;
  2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).
Читайте также:  Как зарегистрировать онлайн-кассу (ККТ) в налоговой: пошаговая инструкция

Объект права государственной собственности на землю:

  • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Что относится к разным видам государственной собственности на землю

Статья 3.1 Федерального закона, вводящего в действие ЗК РФ дает подробное разделение тех территорий, которые необходимо относить к собственности разных государственных уровней обращения и использования.

В соответствии с положениями данной нормы к собственности на землю федерального уровня следует относить:

  • Земли, на которых расположились возведенные и строящиеся здания и сооружения, находящиеся в собственности РФ, а также те земельные территории, которые передались федеральным органам, выступающим представителями государственной власти, в том числе, в лице своих территориальных подразделений, для создания ими казенных учреждений, федеральных унитарных предприятий и т.д.;
  • Земельные территории, где расположены объекты капитального строительства, относимые к собственности РАН и ее подразделений. Такие земли могут находиться на праве либо постоянного бессрочного пользования либо аренды у данного учреждения;
  • Земли, переданные Росавтодору на правах аренды теми федеральными органами, которые осуществляют политику в сфере регулирования дорожного хозяйства.

К сфере собственности регионального уровня следует отнести такие территории:

  • Те участки, на которых возведены строения, принадлежащие по праву собственности субъектам РФ;
  • Территории, на которых расположены созданные на уровне регионов казенные, унитарные и иные государственные учреждения;
  • Земельные участки, относимые к сельскохозяйственным ресурсам, по которым проложены внутрирегиональные дороги, а также созданы объекты, предназначенные для обеспечения земель региона от негативных воздействий окружающей среды.

В соответствии с положениями этой же статьи к муниципальной собственности будут относиться следующие земли:

  • На которых расположены здания и иные сооружения, находящиеся в муниципальной собственности;
  • Переданные на правах аренды органами исполнительной власти муниципалитетов казенным, муниципальным унитарным и различным некоммерческим организациям, которые были созданы местными органами самоуправления.

Если же участок не относится ни к одной из перечисленных категорий и не был оформлен в частную собственность, в соответствии с действующими положениями ЗК РФ он будет считаться принадлежащим государству на основе неразграниченной государственной собственности.

Правовые особенности использования земель из фонда неразграниченной госсобственности

Эти земли остаются в ведении государства, что накладывает на их эксплуатацию определенные особенности:

  • Оформление их в собственность путем выкупа или иных аналогичных по юридической силе действий невозможно до момента перевода этих территорий в один из разграниченных секторов собственности;
  • Использование такого участка возможно только путем заключения специального соглашения с уполномоченными распоряжаться государственным имуществом органами государственной власти;
  • Для использования таких участков возможны только две формы – аренда (для физических и юридических лиц) и постоянное бессрочное пользование (вновь заключаемые соглашения – только для юридических лиц, подписанные до 2006 года с физическими не перезаключаются, но сохраняют свое действие до момента переоформления участка в собственность или отказа от него).

При продаже или покупке земельного участка необходимо оформить договор. Образец вы найдете в этой статье.

Хотите получить дополнительную жилплощадь? Полезная для вас информация в нашем материале.

Виды государственной земельной собственности

Базовой разновидностью государственных земель является фонд федерального владения. Государственная правовая регистрация так определяет участки, которые были признаны собственностью РФ законами. Вместе с этим также существуют земли субъектов России и муниципальных образований. Обычно выделяют именно федеральные участки и владения, находящиеся под управлением муниципальных образований.

Объединяющим фактором определения обеих категорий является то, что, по сути, обе разновидности земель принадлежат государству. Другое дело, что прямое обращение с этими фондами осуществляется разными структурами. Очевидно, что разграничение государственной собственности на землю в РФ происходит на разных основаниях, которые как раз и определяют права непосредственного владения участками муниципального органа или иного субъекта. При этом не всегда таким признаком разделения выступает именно право в некотором роде первоначальной принадлежности. Законом предусмотрена подготовка правительственных актов, которые могут также выступить основанием для разделения федеральных земель.

Основания изъятия земельного участка

Основания и условия, необходимые для изъятия земельных участков, являются исчерпывающими и закреплены в ст. 49 ЗК РФ:

  • передача земель для государственных нужд происходит в случае, если таковым образом РФ может решить свои проблемы с выполнением международных обязательств
  • перевод участков из частной в государственную собственность происходит в случаях, если необходимо размещение государственного объекта, но другие варианты для строительства отсутствуют
  • после возникновения обстоятельств, закрепленных федеральным законодательством, может быть начата процедура выкупа территорий.

Однако в нормативно-правовом акте РФ предусмотрены случаи, когда передача земли невозможна, даже если соблюдены условия, перечисленные выше:

  • земли, которые находятся на территории особо охраняемых зон, не могут быть подвержены изъятию, так как имеют особый правовой режим их использования (Ст. 93 ЗК РФ);
  • земли лесных территорий, которые принадлежат к первой группе (ст. 101 ЗК РФ).

Подобные условия ограничения необходимы для того, чтобы соблюдались интересы охраны участков лесного, заповедного и сельскохозяйственного предназначения.

Кто осуществляет процесс управления федеральной собственностью?

Обычно управление данным имуществом осуществляется компетентными органами. К ним можно отнести: правительство РФ, фонд федерального имущества, граждан, работающих в Федеральном казначействе, а также граждан, осуществляющих управление доходами и расходами бюджета РФ.

Следует отметить, что ввести федеральное имущество в гражданский оборот можно благодаря фиксированию его имущественных ресурсов. Это обычно осуществляется в определенном порядке и унитарными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность на основе хозяйственного владения. Следует отметить, что необходимо следить за порядком выполнение всех условий.

Таким образом, объектами, которые по действующим постановлениям считаются лишь федеральной собственностью, являются:

  • Предметы, составляющие национальное богатство страны;
  • Предметы, находящиеся в поле деятельности федеральных органов;
  • Объекты, относящиеся к оборонному производству и отраслям, обеспечивающие деятельность народного хозяйства;

Участки в региональной собственности

К таковым принадлежат территории:

  • на которых находятся сооружения или постройки, принадлежащие регионам;
  • переданные органам власти субъектов, некоммерческим структурам, казенным предприятиям и пр.;
  • где располагается имущество приватизированное, ранее являвшееся собственностью регионов;
  • другие переданные на основании законодательства.
Читайте также:  Заявление (ходатайство) вызове свидетелей

Помимо этого, субъектам разрешается еще владеть:

  • особыми охраняемыми зонами регионального значения;
  • лесными угодьями;
  • фондами распределения;
  • водными наделами (если на них располагаются объекты, пребывающие в собственности регионов).

Всеми этими землями управляют местные госорганы в пределах, имеющихся у них полномочий.

Что такое распределение земель и какими нормами оно регулируется

Распределение земельных участков является одним из ключевых этапов в разграничении госсобственности на земельные территории. Эта процедура представляет собой сложный комплекс мер по оценке качества существующих земель, рассмотрению необходимости передачи их тем или иным субъектам или муниципальным образованиям, либо принимается решение об оставлении их в рамках федерального земельного фонда.

Регулирование данного процесса осуществлялось на разных этапах различными нормативными актами:

  • Так, в период до 1 июня 2006 года все регулирование было возложено на Федеральный закон, который так и назывался “О разграничении государственной собственности на землю”. Он действовал с 2001 по 2006 год и регулировал процесс распределения госсобственности на земельные территории в период реформирования действующего в этой сфере законодательства.
  • С 1 июня 2006 года вступил в силу Земельный Кодекс РФ (ЗК РФ), который стал основным регулятором данной сферы земельных отношений. В соответствии с его положениями на сегодняшний день существует три формы госсобственности на земельные ресурсы: федеральная, региональная и муниципальная. Устанавливается та или иная форма в зависимости от принадлежности расположенных на участке объектов недвижимого имущественного фонда. Подробное разграничение данных видов собственности представлено Главой 3 данного нормативного акта.
  • Так как в настоящее время может эксплуатироваться и та земля, которая находится в сфере обращения неразграниченной госсобственности, относительно нее также существуют нормы, позволяющие регулировать данный вид земельных отношений. Они относятся к статье 16 ЗК РФ, а также к закону, который занимается регулированием регистрации прав на существующую в стране недвижимость.

Конституционные положения

Понятие государственной собственности на землю, а также правила ее оборота установлены в ряде положений Основного Закона. К ним, в частности, относят:

  • Ст. 72, п. 1, подп. «г». В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов. В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты. При этом последние не должны находиться в противоречии с ФЗ. При несоответствии действует ст. 76 Конституции.
  • Ст. 35, п. 3. Его положения говорят о невозможности лишения кого бы то ни было его имущества, кроме как по судебному решению. Принудительное отчуждение в пользу государства допускается с соблюдением определенных условий. В частности, должно быть обеспечено равноценное и предварительное возмещение. Что касается рассматриваемой темы, то право государственной собственности на землю не должно ущемлять интересы юридических лиц и граждан – владельцев наделов.

Какие документы подтвердят право собственности

Для подтверждения произошедшей регистрации права собственности на участок, независимо от того, к какому уровню он относится, потребуются два основных документа:

  • Постановление или Решение руководителя уполномоченного федерального органа о передаче конкретного участка или территориальной группы участков в ведение соответствующих органов исполнительной власти;
  • Выписка из ЕГРН, в которой будут указаны сведения о собственнике (полное наименование учреждения, признанного таковым), данные об основании возникновения такого права и дате такого возникновения, кадастровый номер участка, а также сведения о времени и месте постановки участка на кадастровый учет.

До 2020 года в качестве подтверждающего право собственности на недвижимость документа требовался и кадастровый паспорт (в нем указывался кадастровый номер и данные о собственнике). На сегодняшний день этот документ считается юридически ничтожным, так как утратили силу нормативные акты Росреестра, которыми он был введен в действие.

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.

Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).

По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом:

Тысяч га
Земель – всего 1712519
в собственности:
граждан 114065
юридических лиц 19106
государственной и муниципальной 1579348
РФ 996056
субъектов РФ 18559
муниципальной 12369

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью понимаетсяимущество,принадлежащеена правесобственностигородским и сельским поселениям, а также другиммуниципальнымобразованиям.

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.

Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).

Тысяч га
Земель – всего 1712519
в собственности:
граждан 114065
юридических лиц 19106
государственной и муниципальной 1579348
РФ 996056
субъектов РФ 18559
муниципальной 12369

Произведя самые простые подсчеты, можно установить, что в рамках государственной собственности есть 552364 тыс. га территорий, не относящихся ни к собственности РФ, ни к муниципальной или региональной собственности. А это означает, что немалый кусок земли чисто формально остается в собственности государства, а на деле непонятно чей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *