Взыскание задолженности по налогам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание задолженности по налогам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Разберемся с понятиями

Пункт 2 ст. 45 НК РФ дает налоговикам право взыскивать налоги с основных (преобладающих), зависимых (дочерних) и других взаимо­зависимых компаний.

Осведомленные читатели, наверное, знают, что понятия «зависимое» и «преобладающее» общества были исключены из ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Официально это было объяснено тем, что данные термины не несут особой смысловой нагрузки и не оправдали себя на практике (п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)). Сохранены лишь понятия «дочернее» и «основное» общества.

Порядок проведения взыскания

Формы всех документов, которые могут применяться при осуществлении принудительного взыскания, утверждаются Федеральной налоговой службой на основании Приказа ФНС РФ от 03.10.2012 г. № ММВ-7-8/662@.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. На осуществление бесспорного списания в рамках взыскания отводится срок в два месяца после истечения срока, указанного в требовании.

В случае пропуска этого срока налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика суммы налога. Рассматриваемая статья устанавливает особый срок исковой давности такого обращения в шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Общий порядок и особенности исполнения налоговой обязанности

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Российское налоговое законодательство не допускает уплату налога третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ); уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ); уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ); уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов

В случаях, когда налогоплательщик излишне уплачивает (переплачивает) или же с него излишне удержана (взыскана) сумма налога или сбора, налогоплательщик имеет право на зачет и (или) возврат излишне уплаченной суммы.

Излишняя оплата (переплата налогов), сборов или пени может произойти по различным причинам.

Достаточно часто переплата происходит из-за ошибки в расчетах или же из-за неверной суммы недоимки, указанной налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

Налоговое законодательство предусматривает два варианта имущественных прав в случаях, когда обязательные платежи излишне оплачены. К таким вариантам относятся зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Налогоплательщик может самостоятельно установить факт переплаты налога, но это может быть сделано и налоговым органом. Налоговый орган, в случае обнаружения факта переплаты налога, сбора или пени, должен сообщить налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные органы — в течение 10 дней.

В соответствии с п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных авансовых платежей, налогов, сборов, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

При этом необходимо учитывать следующие условия.

Во-первых, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до вышеуказанной даты. Если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата вышеуказанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).

Читайте также:  Особенности сотрудничества с самозанятыми в 2023 году

Во-вторых, с 1 января 2007 г. и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

В-третьих, с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если операция производится в установленные НК РФ сроки.

В случае если налогоплательщик выполнил все условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в зачете (возврате) налога или затягивать принятие решения.

Что делать, чтобы избежать появления задолженностей

Чтобы избежать быстрого появления задолженностей необходимо вести белую бухгалтерию, регулярно сверять счета, не забывать об оплате кредитов. В некоторых случаях потребуется расширить штат сотрудников, часть из которых будет следить за поступлением и оттоком финансовых средств, соблюдая порядок.

Необходимо перестать копить долги. Для уменьшения кредиторской и дебиторской задолженности целесообразно заранее обговаривать в договоре возможность увеличения срока выплаты, ввести в него необходимые пункты.

Взыскание долгов с юридического лица – сложный и длительный процесс, участие в котором принимают не только кредитор и должник, но и другие заинтересованные стороны (коллекторы, приставы, налоговая служба, банк). Долги могут быть проданы или переданы другому лицу, непосредственно с кредитором не связанному.

Ходатайство об обеспечении иска

В необходимых случаях налоговый орган одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговых платежей направляет в арбитражный суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством (п. 3 ст. 104 НК РФ).

Согласно ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Статьей 91 АПК РФ установлено, что обеспечительными мерами, в частности, являются:

  • наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;
  • запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
  • возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;
  • передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу и т.д.

Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?

Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:

  • согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
  • на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
  • Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
  • если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
  • деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.

Какой порядок взыскания и возврата налога?

Обращаемся к ст. 231 НК. В ней прописан порядок взыскания и возврата налога.

  • если налоговый агент удержал излишнюю сумму, то на основании письменного заявления плательщика ее надлежит вернуть;
  • срок для возврата – три месяца с момента получения заявления налогоплательщика;
  • платеж возвращается из суммы, которую должен уплатить этот налогоплательщик и иные плательщики налога, из доходов которых удерживается платеж;
  • возврат происходит безналичным способом. Каждый день просрочки возврата — начисление пени;
  • если налоговый агент отсутствует, налогоплательщик подает заявление о возврате платежа в налоговую инспекцию одновременно с предоставлением налоговой декларации за соответствующий период.

У вас возникли разногласия с налоговой службой? Обращайтесь на сайт «33 Юриста.ру». Опытные юристы анализируют проблему, найдут оптимальное решение в сложившейся ситуации, помогут выиграть спор, минимизировать расходы.

Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

День получения требования зависит от способа его отправки:

  • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
  • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?

Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:

  • согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
  • на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
  • Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
  • если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
  • деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.

Âçûñêàíèå íåäîèìêè çà ñ÷åò èíîãî èìóùåñòâà íàëîãîïëàòåëüùèêà

Òðåòüèì ýòàïîì ïðèíóäèòåëüíîãî âçûñêàíèÿ íàëîãà, ïåíè è øòðàôà ñ íàëîãîïëàòåëüùèêà ÿâëÿåòñÿ âçûñêàíèå çà ñ÷åò èíîãî èìóùåñòâà íàëîãîïëàòåëüùèêà. Ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè èëè îòñóòñòâèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ íà ñ÷åòàõ íàëîãîïëàòåëüùèêà èëè ïðè îòñóòñòâèè èíôîðìàöèè î ñ÷åòàõ íàëîãîâûé îðãàí âïðàâå âçûñêàòü íàëîã çà ñ÷åò èíîãî èìóùåñòâà íàëîãîïëàòåëüùèêà â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò. 47 ÍÊ ÐÔ. Âçûñêàíèå íàëîãà çà ñ÷åò èìóùåñòâà íàëîãîïëàòåëüùèêà ïðîèçâîäèòñÿ ïî ðåøåíèþ ðóêîâîäèòåëÿ (çàìåñòèòåëÿ ðóêîâîäèòåëÿ) íàëîãîâîãî îðãàíà ïóòåì íàïðàâëåíèÿ â òå÷åíèå òðåõ äíåé ñ ìîìåíòà âûíåñåíèÿ òàêîãî ðåøåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùåãî ïîñòàíîâëåíèÿ ñóäåáíîìó ïðèñòàâó-èñïîëíèòåëþ äëÿ èñïîëíåíèÿ â ïîðÿäêå, ïðåäóñìîòðåííîì Ôåäåðàëüíûì çàêîíîì îò 21.07.1997 N 119-ÔÇ (ñ èçì. è äîï. íà 03.11.2006) «Îá èñïîëíèòåëüíîì ïðîèçâîäñòâå».

Взыскание налогов с организации.

А) За счёт денежных средств в банке. Взыскание налога с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за счёт денежных средств в банке.

В случае неуплаты налога, в случае, если налоговый орган это выявил – в ходе проверки, чаще всего – в ходе камеральной проверки. если налоговый орган выявляет неуплату налога, то он направляет налогоплательщику требование об уплате налога. Это требование направляется налогоплательщику и в нём указывается сумма недоимки, а также указывается сумма пеней за каждый день просрочки и указывается срок, за который нужно уплатить.

Однако если налогоплательщик не реагирует, то в этом случае налог с налогоплательщика взыскивается в бесспорном порядке. Если срок истёк, то налоговый орган должен принять решение о взыскании налога в бесспорном порядке и направить в банк так называемое «инкассовое поручение» на взыскание этого налога, причём здесь налоговому органу очень важно соблюсти сроки для такого взыскания.

Ошибка: Налоговая служба доказывает в суде, что взыскание налогов с юридического лица невозможно, и необходимо взыскивать задолженность лично с директора и собственника компании, привлеченных к уголовной ответственности за долги фирмы. Управление компании не доказывает обратное, хотя активов компании достаточно для погашения задолженности.

Комментарий: Если долги перед бюджетом можно погасить альтернативным способом, без взыскания налогов с директора и собственника, владелец предприятия должен заявить об этом в суде и подтвердить свои слова документально.

Ошибка: Директор компании, привлеченный к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, рассчитывает на освобождение от уплаты штрафов, когда выяснится, что фирма не может расплатиться по долгам.

Комментарий: Налоговая служба имеет право взыскать недоимку по налогам и пени в ходе разбирательства по поводу невозможности взыскания недоимки с фирмы. Но также ИФНС вправе взыскать штраф в качестве наказание за причинение вреда самой компании, в ходе признания фирмы банкротом.

Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.



[1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», № 18, 2014.

[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».

[5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.

[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

Читайте также:  Какие изменения ждут пенсионеров в 2023 году

[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[9] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».

[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.

Комментарий к ст. 46 НК РФ

Комментируемая статья посвящена обращению взыскания на счет налогоплательщика в банке.

Процедура принудительного взыскания недоимки (пеней, штрафов) на основании вступившего в законную силу решения налогового органа регламентируется положениями статей 45, 46, 69, 70 НК РФ и сводится к следующим этапам:

1) в течение 10 дней с даты вступления в силу решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки (пеней, штрафов);

2) далее по общему правилу взыскание недоимки (пеней, штрафов) с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется налоговым органом в бесспорном порядке путем принятия решения об обращении взыскания за счет денежных средств и выставления инкассового поручения к расчетному счету налогоплательщика (указанное решение должно быть принято не позднее двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования);

3) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о данных счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества, приняв в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога соответствующее решение и направив его для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.

Следовательно, вопрос о судебном порядке взыскания недоимки (пеней, штрафов) с организаций и индивидуальных предпринимателей возникает только в том случае, если налоговым органом в указанные выше сроки не была реализована процедура взыскания выявленной задолженности в бесспорном порядке либо допущено нарушение этой процедуры, выразившееся в непринятии в установленный срок решения об обращении взыскания за счет денежных средств на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика.

Бесспорное взыскание задолженности ограничено двухмесячным сроком, по истечении которого налоговый орган в пределах шести месяцев вправе произвести взыскание в судебном порядке.

В письме Минфина России от 29.05.2015 N 03-02-07/1/31246 отмечено, что статьей 46 (пунктами 3, 9 и 10) НК РФ установлен единый срок принятия налоговым органом решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации, в том числе за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах организации.

Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов выносится в отношении организаций-налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов).

Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

Согласно пунктам 3.1 и 10 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах соответствующего налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации. Для взыскания налога налоговый орган направляет решение о взыскании в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 46 НК РФ и пунктом 1 статьи 242.6 БК РФ не установлен срок, в течение которого налоговым органом должно быть направлено решение о взыскании налога (сбора, пени и штрафа) в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в целях обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Указанное решение должно быть направлено в соответствующий орган незамедлительно после его принятия.

В письме Казначейства России от 04.06.2015 N 07-04-05/09-361 дополнительно сообщено, что в случае не направления решения налогового органа в орган Федерального казначейства не незамедлительно, а по истечении определенного времени после его вынесения, учитывая, что действующим законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого налоговый орган обязан направить решение налогового органа на исполнение, указанное решение подлежит принятию к исполнению.

В письме от 31.03.2015 N 07-04-05/09-202 Казначейство России направило ответы на вопросы по организации исполнения решений налоговых органов.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 17832/09, в пункте 2 статьи 45 и пункте 3 статьи 46 НК РФ представлен исчерпывающий перечень случаев для обращения налогового органа в суд.

ВАС РФ признал, что возможность обращения налоговых органов в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по налоговым обязательствам не только в случае пропуска срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, но и в других случаях нарушения порядка внесудебного взыскания налогов, предусмотренного статьями 46 и 47 НК РФ, не основана на нормах действующего законодательства.

Таким образом, принятие налоговым органом всех установленных налоговым законодательством мер по внесудебному взысканию с налогоплательщика налогов, несмотря на дальнейшее признание судом решения о взыскании недействительными, препятствует удовлетворению требования налогового органа о взыскании налога в судебном порядке.

Такой вывод изложен в Постановлении ФАС Московского округа от 31.07.2012 N А41-31821/11.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *